Добрый день, посетители сайта psy-razvitie.ru! Когда родители обращаются на консультацию к психологу, то часто задают один из самых распространенных вопросов о том, почему ребенок не хочет учиться? Что мешает ему успешно выполнять задания педагогов и родителей. Почему отвлекается, бегает, мешает другим, не слушает взрослого, безучастен в занятиях. Многие обеспокоенные родители видят причины в себе, думая, что это они что-то делают не так… Но суть в том, что человеку свойственно ошибаться, если он о чем-то не знает или не понимает. Сомнения родителей обоснованы, и, как только родители начинают лучше понимать причины затруднений, то их отношение к ребенку и его трудностям меняется. Так что же может быть причиной того, что ребенок не хочет заниматься на занятиях вместе со сверстниками или дома?
Это одна из наиболее распространённых причин, почему ребенок не хочет учиться или ведет себя так, что это вызывает обеспокоенность родителей и педагогов. Причем, часто речь не о нарушениях развития, а именно об особенностях. Все дети созревают разными темпами, каждый человек обладает собственной уникальной нервной системой. Сила и слабость, устойчивость и выносливость, переключаемость или инертность. Эти и другие показатели работы нервной системы всегда индивидуальны. Именно особенности нервной системы, то, какими сильными или менее развитыми возможностями она обладает, определяет успешность ребенка в разных видах деятельности. Чем ребенок младше, тем больше его познавательные способности зависят от физиологических особенностей нервной системы. Повлиять на развитие в раннем и дошкольном возрасте возможно. Зачастую именно выявление особенностей созревания нервной системы помогает правильно разобраться в причинах затруднений и отказов, а, значит, грамотно сопровождать его развитие.
Личность в детском и подростковом возрасте не зрелая и, по мнению психологов активно начинает проявляться с трех лет. Особенности личности сильно влияют на способности и желание ребенка заниматься и воспринимать слова педагогов и родителей. Родители часто замечают, что в своем поведении сын или дочь похож на кого-либо из родственников, а трудности, с которыми встречается ребенок, в свое время отмечались у кого-то из родителей. Особенности темперамента, которые во многом определяют качества характера у подрастающих ребят, также оказывают влияние на то, как ребенок воспринимает занятия. Например, медлительность часто бывает устойчивым свойством личности, которое можно наблюдать и у папы ребенка и у деда. Когда причиной затруднений являются особенности личности, важно понимать его особенности и научиться находить подходы, как вовлекать ребенка в занятия. Практически с любым ребенком можно договориться или найти тот ключик, который поможет раскрыть познавательный интерес.
Социальная среда один из главнейших факторов, который определяет интерес к занятиям. То, как организуется общение в семье и образовательном учреждении, что его окружает, как относятся к нему взрослые – эти факторы существенным образом влияют на желания и предпочтения подрастающих ребят. Окружающая среда развития, может раскрыть таланты у самых незаметных детей, так и погубить яркую одаренность. Дети эмоционально прорастают в окружающую его среду, значимые для низ люди определяют настроение и самочувствие. Когда взрослые недооценивают собственное влияние на эмоциональное состояние и познавательный интерес своего сына или дочери, ребенок часто попадает в конфликтное противостояние между чувствами, переживаниями и требованиями взрослых. Опыт наблюдений и работы с детьми подтверждает известный закон развития: единство аффекта и интеллекта. Когда дети чувствуют собственное эмоциональное благополучие и комфорт, радость и интерес, поддерживаемый взрослыми, то и занятия воспринимаются ими с радостью.
Родители организуют и создают среду развития своим детям. Своим присутствием, правилами, традициями. Если домочадцы находятся в ресурсном, активном состоянии, то и дети воспринимают это настроение. Когда взрослые члены семьи понимают свою ответственность в случаях затруднений,пытаются разобраться, что мешает ребенку заниматься, то и проблемы решаются быстрей и легче. Особенно важна роль отца в семейных отношениях. Именно активное участие отца в воспитании детей помогает поддерживать познавательный интерес и воспринимать социальные правила, ограничения и порядок. По моему многолетнему наблюдению в семьях, где отец вовлекается в развивающие занятия с ребятами, делит занятия с мамой и поддерживает ее авторитет, дети с большим интересом занимаются, легче воспринимают требования. Когда родители сами увлечены полезными занятиями, чтением, учебой им легче вовлекать своих ребят в среду, которая интересна им самим. Родители, которые не замечают трудности своих ребят или слишком занятые собой, своими проблемами чаще упускают возможности для того, чтобы вовремя помочь и развить качества и возможности ребенка, нужные для успешной адаптации и учебной деятельности.
Еще одна из возможных причин, по которым дети отказываются от занятий. Я соглашусь с мнением тех родителей, которые говорят о том, что они не специалисты и не умеют заниматься со своим ребенком. Но лишь частично. По моему опыту работы с родителями, они в состоянии научиться находит подход к своему ребенку, правильно организовать ребенка и среду. Мотивировать его и помогать во время занятий. Конечно, в случаях, когда родители никогда и не думали о том, чтобы заниматься с ребенком дома им бывает сложно в первое время организовать занятия, но уже после нескольких встреч и консультаций любой родитель находит подходы к своему ребенку. Главное – желание и понимание необходимости. Сделать занятие с ребенком интересным не сложно. Более подробно о том, как организовать с ребенком занятия дома можно почитать здесь и здесь. Когда прочтете, можно подумать, что Вы не учитывали в своих занятиях.
В некоторых случаях причины определить не сложно. Многие родители интуитивно догадываются, почему их ребёнок не хочет заниматься. Однако в причинах физиологического характера, с которыми связаны особенности в развитии, самостоятельно бывает разобраться сложно. В данном случае, необходимы знания, которых у родителей нет. Как только взрослые начинают лучше понимать особенности своего ребенка, то и заниматься с ним, становиться намного легче. Причины личностные или связанные с особенностями социальной среды также родителям бывает нелегко распознать. И даже если они внутри чувствуют и понимают, что переживает ребенок, далеко не всегда родители могут самостоятельно на эти причины повлиять… В этих случаях и для того, чтобы выявить причины и для того, чтобы изменить ситуацию родители обращаются к специалистам. В нашем центре «Развитие» мы проводим занятия, как с детьми, так и с родителями, уделяя большое внимание на то, чтобы родители смогли лучше понимать и заниматься со своим ребенком. К детскому психологу в Обнинске можно записаться по телефону 8-919-030-75-84
Автор: медицинский психолог Попкова Светлана, г. Обнинск.
© 2024 psy-razvitie.ru · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru